Онлайн — терапия работает для детей, борющихся с социальной тревогой

(День здоровья)—Многие подростки обременены хроническим и часто парализующим страхом быть сурово осужденными другими. К сожалению, многие не могут получить личное лечение, которое могло бы помочь.
Но теперь команда шведских исследователей говорит, что полностью онлайн-версия широко используемой методики поведенческой терапии может принести значительное облегчение пострадавшим.
Это открытие может проложить путь к более легкому и дешевому доступу к эффективному лечению распространенного подросткового состояния, известного как социальное тревожное расстройство (САД).
«САД-одно из наиболее распространенных психических расстройств среди молодых людей, поражающее от 5% до 10% лиц в возрасте до 18 лет», — объяснила автор исследования Мартина Нордх. Она является психологом и постдокторским исследователем в отделе клинической неврологии Каролинского института в Стокгольме, Швеция.
«Это проявляется в сильном и постоянном страхе перед социальными или производственными ситуациями, которых чаще всего избегают или переносят в условиях сильного стресса», — сказал Нордх.
Для молодых людей «это часто приводит к проблемам, когда они играют или общаются с друзьями, с успеваемостью в школе и с участием в досуговых мероприятиях», — добавила она.
Стандартное лечение обычно включает в себя некоторую комбинацию антидепрессантов и личные сеансы, основанные на когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
По мнению исследовательской группы, КПТ направлена на развитие позитивного мышления, новых социальных навыков и расширение взаимодействия с другими людьми. И, постепенно увеличивая подверженность тем социальным ситуациям, которые пациенты находят наиболее пугающими, этот подход фактически доказал свою эффективность в том, чтобы помочь пациентам лучше понять и преодолеть свою тревогу.
Проблема в том, что создание и поддержание личной программы лечения ТОС может быть сложным для подростков, сказал Нордх.
С одной стороны, во многих населенных пунктах отсутствует достаточное количество подготовленных педиатрических терапевтов по ТОС. И, «в частности, для SAD симптомы самого расстройства также могут затруднить обращение за помощью», — отметил Нордх. Это связано с тем, что многие люди с ПЕЧАЛЬЮ боятся встречаться с новыми людьми, такими как незнакомые медицинские работники, и «не решаются посещать неизвестные места, такие как клиники психического здоровья», — сказала она.
Может ли предоставление CBT онлайн оказаться практичной и эффективной альтернативой? Чтобы выяснить это, исследователи изучили чуть более 100 пациентов с печалью в возрасте от 10 до 17 лет в период с 2017 по 2020 год.
Около половины подростков получали терапию КПТ, проводимую полностью онлайн. Другой половине была предложена поддерживающая терапия, также проводимая исключительно онлайн.
Последнее также включает в себя просвещение по вопросам САД, подчеркивая при этом ценность дружбы, общения и воспитания здоровых привычек, таких как физические упражнения. Однако постепенное увеличение подверженности стрессовым социальным ситуациям не является частью программы поддерживающей терапии.

Оба формата длились 10 недель, а поддержка терапевтов предоставлялась еженедельно. В общей сложности каждая группа провела три очных онлайн-видеосессии с терапевтом.
Результат: подростки, их родители и исследовательская группа согласились с тем, что онлайн-ТОС значительно эффективнее, чем онлайн-поддерживающая терапия, когда дело доходит до борьбы с тревогой, стрессом и депрессией. Он также оказался превосходным с точки зрения того, чтобы помочь подросткам лучше функционировать на ежедневной основе.
«Мы также увидели, что [интернет] CBT был более экономически эффективным, чем поддерживающая терапия»,-сказал Нордх. И она добавила, что предоставление онлайн-программы означает, что «семьям не нужно брать отпуск из школы и работать, чтобы участвовать в программе, и терапевты могут одновременно поддерживать больше пациентов, поскольку [интернет] КПТ требует меньше времени терапевта по сравнению с обычной КПТ.»
Нордх сказала, что она и ее команда надеются, что полученные результаты «побудят поставщиков медицинских услуг на национальном и международном уровнях содействовать дальнейшим исследованиям и внедрению этого доступного и эффективного лечения САД у молодежи.»
Тем не менее, эффективность веб-терапии во многом зависит от того, как именно она структурирована, предупредил Дэвид Микловиц, директор программы по расстройствам настроения детей и подростков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
«Заманчиво сказать, что психотерапию можно проводить в цифровом формате без какой-либо потери эффективности», — сказал Микловиц. «Но текущие результаты более тонки. Они указывают, что интернет-ТОС эффективен, если он проводится под руководством терапевта, что в данном случае включало три видеосессии терапевта/ребенка.»
Этот подход, отметил он, «согласуется» с прошлыми исследованиями, указывающими на то, что онлайн-ТОС может принести пользу, когда «проводится в контексте альянса терапевта-человека/ребенка с определенным количеством личных контактов.»
В отличие от этого, Микловиц предупредил: «Лечение, которое полностью оцифровано без контакта с клиницистами, вряд ли принесет такую же пользу.»